15 СенСколько стоит прокатиться в автобусе

Тут намедни моя читаемая блогерша из Крыма возмутилась жутким повышением цены на проезд в автобусах Феодосии. Повышение, конечно ужасно. С 10 рублей аж до 12-ти за одну поездку. Жуть.

Давайте рассмотрим ситуацию поближе. Про цены на проезд в Москве я думаю все в курсе. Они более чем в 2,5 раза выше чем в Феодосии. Это при том, что московские автобусные маршруты более рентабельны, поскольку перевозят гораздо больше пассажиров. Причем большинство из них - ездит на короткие расстояния, поэтому реально за рейс московский автобус перевозит в 2, а тои в 3 раза больше пассажиров, чем его полная вместимость, особенно в часы-пик. И тем не менее, московские пассажирские автоперевозчики только совсем недавно вышли на "нулевую" прибыль. То есть начали потихоньку "слазить" с городских дотаций. Так выгодно ли возить пассажиров по высоким ценам.

Вот конкретный пример. Я часто езжу пригородним маршрутом от Москвы до Балашихи. В 2010 году проезд в микроавтобусе вместительностью 17 пассажиров стоил 40 рублей. Его несколько раз поднимали в стоимости и сейчас он дошел до 65-ти. Ехать от Балашихи до московского Новогиреево, кстати совсем недалеко - около 7-ми километров. С одной стороны дороговато, но с другой...

После очередного повышения стоимости разговорился я с водителем и вот, что он мне поведал. Максимум с рейса он "привозит" две с половиной тысячи. Это максимум. В среднем же - с учетом пустых мест (а в подмосковье перевозки "маятниковые" - утром все едут в Москву, вечером обратно), полный оборот Москва-Монино дает ему три тысячи выручки. Полный оборот на маршруте занимает три часа, с учетом пробок и стоянок. Таким образом, водитель за смену в 12 часов теоретически может сделать четыре оборота и привезти 12 тысяч. В реальности, прибыльная оказывается только утренняя и вечерняя поездка. Остальные - приносят порой и 600 рублей с "круга". Так, что в целом смена водителя дает "чистоганом" где-то около 8 тысяч. Первые пять дней водитель "отбивает" свою зарплату. Плюс ему положено два выходных, так что одна неделя полностью "улетела". А ведь еще есть зарплаты диспетчеров, менеджеров и механиков. Плюс, идут затраты на ГСМ и текущий ремонт. Эти расходы водитель "отбивает" следующие полторы недели. В среднем, автобус малой вместимости "живет" на подмосковных дорогах три года. И следующие полторы недели водитель "работает" на "обновление" парка. ПРибыль, конечно у компании есть но не огромная. Причем, тут речь идет о фактически микроавтобусах, которые жрут меньше топлива и не требуют сложного техобслуживания, как городские автобусы средней вместимости.

Помнится "Автолайн" года два назад пытался отказаться на "балашихинском" маршруте от автобусов малой вместимости и перейти на средние машины. Так вот, при одинаковой стоимости проезда тут же улетел в минус и от этой затеи отказался. Это я к тому, что в реальности эксплуатация городских и пригородных автобусов дело весьма затратное. Особенно если выполнять все правила перевозок и регулярно ремонтировать подвижной состав парка и проводить ТО не на коленке, а в официальном лицензированном предприятии.

В провинции, где в автобусе средней вместимости едет от силы десяток человек - он априори убыточен. И стоимость проезда там почти всегда датируется из муниципального бюджета. Например, в моем родном Майкопе глава города несколько лет назад решил запретить "автобусникам" поднимать стоимость проезда. Она там, кстати - составляет сейчас 15 рублей. Несмотря на то, что в Майкопе автобусы представляют собой автохлам, который ездит уже 25 и более лет, то есть парк практически не обновляется. Как вышли из проблемы автобусники? Они практически все маршруты сделали пригородными. С минимумом остановок по городу, чтобы хоть как-то окупать популистские решения главы города. Но все равно автобус там убыточен. После того, как все автобусы выйдут из строя, скорее всего автобусное движение и вовсе прекратится.

Так, что лучше? Ездить регулярно на новых и исправных автобусах при стоимости проезда в 25 рублей, или на автохламе по неудобным для пассажиров маршрутам (за то более прибылдьным для автопредприятия), но при этом платить 10-15 рублей за поездку?

http://vova-borodach.livejournal.com/124612.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No comments

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment