24 ИюнОстинато и (c)

В начале XVIII века музыканты свободно обменивались идеями. Мелодии подхватывались, модифицировались и вплетались в новое произведение. Насколько развит тогда был копирайт сказать сходу сложно, это предмет отдельного исследования, но вкратце обрисовать ситуацию можно так: в первую очередь появлялись ограничения на копирование печатной продукции, в том числе нот, в меньшей степени — на воспроизведение законченных произведений (а в то время средств записи не было, всё игралось вживую), и в ещё меньшей на использование музыкальных приёмов другими сочинителями.

Влияние одного музыканта на другого очевидно. Исследователи могут проследить откуда растут корни, закапываясь всё глубже и глубже. Так Питер Уильямс в своей работе об органной музыке Баха пишет как в пассакалии до минор использована короткая мелодия Андре Резона, упоминая влияние Кригера и Букстехуде на модификацию, и тут же подчёркивает, что тема напоминает один из Григорианских хоралов. Кроме того, прослеживается влияние Пахельбеля на общую структуру и в некоторых вариациях.

Бах использовал мелодию как заготовку и сделал из неё остинато, то есть фрагмент, многократно повторяющийся в произведении. Обработал прототип он таким образом: взял четыре такта с затактом почти без изменений, лишь сдвинул на квинту вниз, и присоединил ещё четыре такта. Их тоже ищут у Резона, но самый похожий фрагмент отличается от баховского: мало того, что всё сдвинуто на септиму вниз и третья нота у Баха на полтона ниже, а пятая на полтона выше, но и новая (очень важная!) нота появляется в предпоследнем такте — последовательность делает ещё один шаг вверх и лишь потом обрывается вниз.

А дальше начинается чудо. Эти восемь тактов становятся главной темой пассакалии и фуги BWV 582. Они повторяются каждый раз по-новому, развиваясь и достигая кульминации в двенадцатой вариации, после этого напряжение идёт на спад в трёх тихих вариациях и коротком интемеццо, затем пять последних вариаций завершают произведение. Шедевр Баха оказал влияние на всю последующую музыку, на классиков и романтиков. Шуман говорил об этом произведении: вариации переплетены так гениально, что не перестаёшь удивляться. Позже остинато стали широко применять в джазе и поп-музыке.


Орган. Космическая музыка


Педальное фортепиано. Видна работа рук и ног

И снова о копирайте. Как же выживали авторы в том время, если отчислений за исполнение их произведений на публике не было, а каждый мог не только исполнить, но и безнаказанно взять их мелодию и сделать на её основе свой собственный опус? Ведь нынче объясняют охрану авторских прав именно заботой о материальном благополучии авторов. То есть, насколько я понимаю, согласно современным правилам, Бах должен был бы не только включить Резона в соавторы, но и выплатить ему вознаграждение (Резон ещё был жив в момент написания пассакалии и фуги до минор). Если суд докажет, что это был плагиат, а не "глубокая модификация". Знаете, как в заявке на патент — есть протитип, а далее "отличающийся тем" в формуле изобретения.

Получается была отделена творческая часть от материальной. Каждый музыкант стремился получить место работы, которое давало бы ему стабильный доход. Им приходилось переезжать, ждать, искать благосклонности у королей. Насколько успешным он был сочинителем несильно влияло на его материальный успех. Вообще, похоже деньги не были мерилом успеха у композиторов. По крайней мере во времена Баха и Генделя.

1. Ссылка на старый пост о пассакалии Генделя.
2. Статья в БСЭ об остинато.

http://panoramov.livejournal.com/405103.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No comments

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment