09 ОктПять стран Евросоюза обогнали РФ по экономическому унынию

Уверенность потребителей в России находится в негативной зоне уже почти 10 лет подряд. Последний раз потребительские настроения были выше нуля накануне кризиса 2008 года. И с тех пор в опросах россиян преобладают отрицательные оценки собственного материального положения и экономических перспектив страны. Однако в Европе есть пять стран, в которых показатели экономического уныния еще хуже, чем в России. Об этом в конце прошлой недели сообщил Росстат.

Росстат рассчитал по методике Европейской комиссии индекс потребительской уверенности россиян, который увеличился в третьем квартале 2017 года по сравнению со вторым кварталом на 3 процентных пункта, составив минус 11%. Повышение индекса связано с положительной динамикой в оценках опрошенных граждан произошедших и ожидаемых изменений в экономике России, изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок. Оценка ожидаемых изменений в личном материальном положении осталась на прежнем уровне.

Улучшение потребительских настроений в сентябре также зафиксировал Центробанк РФ. Официальная статистика августа заметила постепенный выход российских потребителей из режима жесткой экономии, несмотря на по-прежнему слабую динамику реальных располагаемых доходов.

Опросы потребительского поведения населения проводятся ведомством Александра Суринова с 1998 года ежеквартально. В положительную зону индекс впервые попадал только во втором квартале 2007 года, в плюсе побывали первый и третий кварталы 2008 года, затем показатель опять перешел в отрицательную зону.

Если не брать экстремально унылые 1998 и 1999 годы, когда на фоне финансового кризиса показатели индекса демонстрировали рекордно плохие цифры (до минус 58%), и с ностальгией отбросить благостные плюс 0,2% 2007 года, можно сказать, что последний раз минус 11% были продемонстрированы населением в первом квартале 2014 года, а последний кризис стартовал с минус 32% в первом квартале 2015 года.

Также можно отметить, что показатели уверенности улучшаются начиная с первого квартала 2016 года (–30%), то есть в течение вот уже шести кварталов подряд. Еще важно, что нынешние минус 11% – это самый низкий показатель за последние 12 кварталов, минус 7% было в третьем квартале 2014 года.

По данным Росстата, население только пяти стран ЕС проявляет больший пессимизм, чем россияне. Это Греция (–57%), Болгария (–26,2%), Хорватия (–17%), Венгрия (–13%) и Италия (–12,1%). У остальных 23 стран потребительская уверенность выше, чем в России. В прошлом году по уровню потребительского пессимизма Россия была самой худшей страной, за исключением Греции. Чемпионами по потребительской уверенности являются жители Финляндии с показателем +25,5%, на втором месте голландцы с 17,8%, следом идут жители Дании – 14,7%.

Очевидно, что чем лучше экономическое положение страны и чем активнее там проводится социальная политика, тем увереннее чувствуют себя граждане. Финляндию, Нидерланды и Данию давно называют странами с реально победившим социализмом. Не являются особой загадкой и причины, приведшие к унынию жителей Южной Европы.

«Если в целом на континенте наблюдается очень медленное улучшение, то в Болгарии, Румынии и Словакии ситуация близка к рецессии», – сказал «НГ» доцент Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. – Центральная Европа от Балтики до Адриатики и Средиземного моря остается экономической периферией с очень низким уровнем инвестиций. Аграрная составляющая очень велика в этих странах, и им приходится конкурировать с гораздо более развитыми технологически соседями. В той же Болгарии уже трудно найти болгарские помидоры, на прилавках больше томатов из Голландии и Турции».

Эксперты отмечают, что хотя в целом потребительская уверенность еврозоны улучшилась в сентябре до максимального уровня с 2001 года, однако экономическое положение отдельных стран грозит обрушить не только европейскую, но и мировую финансовую систему.

Источник: http://www.ng.ru/economics/2017-10-09/4_7090_eurosouz.html

https://akostyuhin.livejournal.com/730801.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...
No comments

Place your comment

Please fill your data and comment below.
Name
Email
Website
Your comment